ГОРОДОСТЬ НАЦИИ, ОСЕТИНСКОГО ИСКУССТВА И РОДА ГАЗЗАЕВЫХ | Печать |
27.03.2012 07:57

 

...... Когда прославленный Владимир Тхапсаев был приглашен в Англию как лучший исполнитель роли Отелло в СССР, то на вопрос, кого он считает лучшим Яго, ответил, что есть в одном маленьком провинциальном театре молодой артист Степан Газзаев, который, по его мнению, - лучший Яго.......

        В 40-70-х годах прошлого столетия на сцене Юго-Осетинского  драмтеатра им. К.Хетагурова блистали артисты, чье искусство подняло театр на небывалую высоту. Одним из тех, кто своим творчеством содействовал успеху театра, был Степан Иванович Газзаев. 15 февраля исполнилось бы 95 лет со дня его рождения.

 

В 1936 году группа осетинской молодежи из 24 человек отправилась на учебу в Ленинградский театральный институт, так  как молодому осетинскому театру требовались свои национальные кадры. Среди тех, кого поезд увез в далекий город на Неве, был 19-летний Степан Газзаев, начинающий актер театра.


Первое представление о театре будущий артист получил в 10 лет, когда его семья переселилась из высокогорного села Хуссар Ципран в Цхинвал. Мальчик поступил в Осетинскую трудовую школу, где в то время действовал драматический кружок. Увидев постановки кружковцев, он всей душой потянулся к сцене, пусть и не профессиональной, и, видимо, тогда уже определился с профессией. Юные кружковцы делали инсценировки к пьесам Чермена Бегизова, Коста Фарниева, Сека Гадиева и других драматургов. Степан включился в школьные постановки и вскоре стал одним из лучших "исполнителей". Вместе с ним в драмкружке участвовали будущие видные представители осетинской интеллигенции Борис Санакоев, Василий Кокоев, Заира Сланова, Елена Калоева и другие. Когда место руководителя драмкружка освободилось, его занял Степан Газзаев, совсем еще мальчишка.



Как-то на один из спектаклей школы пришел незнакомый человек, как потом выяснилось, актер и режиссер Юго-Осетинского драмтеатра Георгий Губиев. Пьесу, которую кружковцы играли в тот вечер, написал сам Степан, да еще и играл в постановке. Он заинтересовался игрой Степана и попросил его прийти в театр, который в то время располагался в Доме колхозника. 1 декабря 1933 года Степан Газзаев был принят в труппу театра, вначале учеником. Было ему тогда 17 лет. Первая его роль на сцене театра - пастух в спектакле по пьесе Ч.Бегизова "Хъæу фенкъуыст". Сыграл он еще несколько небольших ролей, прежде чем оказался в Ленинграде.

С.Газзаев учился в институте под руководством народного артиста СССР Л.С.Вивьен. Когда годы учебы остались позади и группа уже дипломированных артистов из Осетии возвращалась на родину в феврале 1941 года, их провожали на вокзале преподаватели, новые друзья. Среди провожающих был и Л.Вивьен, который, попрощавшись со Степаном, что-то положил ему в карман. Это была его фотография (она и сейчас хранится в семье) с надписью: "Одному из лучших моих учеников С. Газзаеву. Верю в твое будущее. Работай и учись непрестанно. Помни о нашей работе". И подпись. Степан был замечен и кинематографистами Ленинграда, снялся в фильмах "Комсомольск-на-Амуре", "Петр I", "Наездник из Кабарды".



Вместе с группой молодых артистов в Цхинвал приехала дочь знаменитого в те годы режиссера В.Мейерхольда Ирина Всеволодовна, преподававшая им актерское мастерство. Почти до лета пробыла она в нашем городе со своими учениками, которые представляли на сцене родного театра свои дипломные спектакли: "Отелло" Шекспира, "Слуга двух господ" Гальдони, "Гроза" Островского, "На дне" Горького. Во всех спектаклях участвовал Степан Газзаев, но лучшей его работой была признана роль Яго в спектакле "Отелло".



Спектакли "ленинградцев" пользовались большим успехом. Посмотреть игру молодых артистов приехали из Тбилиси такие корифеи грузинской сцены, как А.Хорава, А.Васадзе, С.Закариадзе. Они поздравляли молодых артистов с успешным дебютом, отметили, что осетинский Яго - С.Газзаев - ничуть не хуже грузинского - А.Васадзе.

 

Когда прославленный Владимир Тхапсаев был приглашен в Англию как лучший исполнитель роли Отелло в СССР, то на вопрос, кого он считает лучшим Яго, ответил, что есть в одном маленьком провинциальном театре молодой артист Степан Газзаев, который, по его мнению, - лучший Яго. Тхапсаев хотел пригласить Газзаева в свой театр на эту роль, но помешали обстоятельства, и эта идея, к сожалению, не осуществилась. Кто знает, какой великолепный сценический дуэт получился бы из двух осетин - северянина и южанина.


Шли годы. Степан Газзаев, помимо вышеназванных, создал еще много запоминающихся образов на сцене нашего театра, став одним из ведущих его актеров. Это комиссар в спектакле "Горы заговорили" М. Шавлохова, Парсадан в "Арсена" Бердзенишвили, Дзандор в "Чермен" Г.Плиева, Дзержинский в "Кремлевские куранты" Погодина, Платон Кречет в одноименном спектакле, Лешка в спектакле "Лешка-партизан" С.Газзаева и многие другие. Его партнерами на сцене были популярные артисты Борис Цховребов, Кадзах Чочиев, Иван Джигкаев, Нина Чочиева, про которую он говорил: "Она талантливая актриса, рождена для сцены. С ней всегда очень легко играть".



Особенно удавались С.Газзаеву возрастные роли. Он так мастерски перевоплотился в старика Агуте в спектакле "Скала загремела", что даже близкие родственники долго не могли узнать в нем Степана.



В октябре 1954 года Степану Ивановичу Газзаеву, актеру национального драматического театра Юго-Осетии, за выдающиеся заслуги в деле развития театрального искусства Южной Осетии было присвоено звание "Заслуженный артист ГССР".



С. Газзаев был известен любителям театра 40-х - 60-х гг. 20-го века не только как актер, но и как режиссер. В 1956 г. он в составе осетинской студии был командирован в МХАТ Москвы, где одновременно преподавал актерское мастерство студийцам и проходил стажировку на режиссерских курсах. Вернувшись в родной театр через четыре года, он осуществил на его сцене постановки спектаклей "Далеко от Сталинграда" Сурова, "Татъе" Санакоева, "Отелло" Шекспира, "На нашей улице праздник" Р.Чочиева, "Мисурат" Д.Туаева, "Друзья" С. Хачирова, "Жених Гаци" М. Шавлохова, "Азау и Таймураз" Н. Джусойты, "Фатима" К.Хетагурова и другие. На декаде осетинского искусства и литературы в Тбилиси был представлен спектакль "Огонь" Бердзенишвили о событиях 1920-1922 гг., в котором С.Газзаев исполнил роль Гола. Газета "Заря Востока" писала на своих страницах, что исполнитель роли Гола является одним из самых одаренных артистов осетинского театра.



В 60-х годах Степан Газзаев совмещал работу в родном театре с работой в Народном осетинском театре Тбилиси, являясь режиссером. В этом театре обычно проходили практику студенты-осетины Тбилисского театрального института. Был среди них и Давид Габараев, будущий кумир цхинвальской публики, безвременно ушедший из жизни. Он считал себя ученикам Газзаева, с благодарностью о нем отзывался.


В 1962 году при Цхинвальском доме пионеров и школьников возник ТЮЗ - театр юного зрителя на общественных началах. Основал его Степан Газзаев. Спектакли, которые показывали тюзовцы, формировали у подрастающего поколения чувства патриотизма, дружбы, уважения к старшим и пользовались успехом не только у цхинвальцев, но и у жителей районов, куда юные артисты выезжали со своими спектаклями. Несколько бывших тюзовцев (Зема Бекоева, Аслан Таугазов, Фатима Газзаева) стали впоследствии профессиональными артистами. Там же, на основе ТЮЗа, был задействован и кукольный театр, который тоже отличился постановкой нескольких спектаклей.

Степан Газзаев проявил себя не только в служении искусству, но и на фронтах Великой Отечественной войны. В 1941 году он, имея бронь, тем не менее, ушел добровольцем на фронт, дошел до Австрии, дважды был ранен, контужен. За боевые заслуги был награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями "За отвагу", "За победу над Германией" и др. Уйдя со сцены, работал директором Дома народного творчества, потом директором госансамбля "Симд" и вновь директором Дома народного творчества до ухода на пенсию в 1973 году. Скончался Степан Газзаев в 2001 году, за день до своего дня рождения. Оставил после себя четверых детей и внуков. Одна из дочерей, Фатима, пошла по стопам отца, старший сын Юрий является корреспондентом нашей газеты.

Люди старшего и среднего поколений помнят Степана Ивановича Газзаева как артиста, как человека. Помнят они и других известных артистов осетинской сцены XX века, многие из которых еще живы. Помнят театр с шумными премьерами, аншлагами, очередями к вешалкам, с которых, как говорят, начинается театр, с присущими театру запахами и аурой, атмосферой волшебства. Хочется, чтобы все это вернулось, чтобы творческий потенциал нынешних артистов нашего театра был задействован на все сто процентов, а память об артистах, ушедших из жизни, никогда не угасала.



Ульяна ДЖИОЕВА

Источник - Газета Южная Осетия.