Математика | Печать |
14.06.2016 08:27

О проблемах дифференцированного  обучения  на уроках математики в средних общеобразовательных школах

Вся история человечества буквально на всех этапах его развития  наглядно подтвердила и продолжает подтверждать ставшее аксиомой утверждение о том, что для обучения ребенка письму, навыкам на уровне автоматизма, а также основам математики, когда ребенок не только способен выполнять простейшие арифметические действия, но получает тот уровень математических знаний, когда, по крайней мере, становится ясно, проявляет ли он способности к дальнейшему усвоению учебного материала по математике, необходимо около трех-четырех лет.

Три-четыре года составлял период обучения основам математики и письма в классических школах древнегреческих математиков и философов, столько же составлял курс обучения основам наук, ставших классикой российской педагогической науки в церковно-приходских школах. Мощнейшая советская педагогическая наука, как и современная российская однозначно остановилась на четырехлетнем этапе начального обучения подрастающего поколения. Втечение тысячелетий не меняется костяк начального образования.

Роль начальной школы примечательна еще и тем, что наравне с уровнем знаний и качеством образования и воспитания в конце окончания курса начальной школы ребенок получет оценку, которая не выставляется ни в одной ведомости и не заносится ни в один отчет. Этот негласный вердикт способностям ребенка выносится педагогом начальных классов, передается от одного учителя другому и за редчайшим исключением оправдывает себя вплоть до окончания учащимся всего курса средней общеобразовательной школы.

Вердикт, имеет ребенок математические способности или хотя бы склонность к изучению математики, бывает окончательным, обсуждению не подлежит и, как правило, подтверждается в 99 случаях из 100.  Конечно же, не в обиду другим учителям-предметникам будет сказано, но практически по всем учебным дисциплинам  при наличии профессионала-учителя и поддержки родителей любому психически и физиологически нормальному ученику можно дать уровень знаний и навыков, полностью соответствующий современным учебным планам. Кроме математики, которую, к великому сожалению как всех великих педагогов, так и простых смертных - учителей и родителей, дано усвоить только тем, у кого есть генетические способности к ее усвоению. К концу начальной школы все становится ясно и четко, как и в самой математической науке – ребенок или может усвоить математику или не может. И здесь речь идет не о выдающихся способностях, а о простом умении самостоятельно решить задачу средней сложности из среднего курса средней школы. А таких учеников, как это подтверждается всей обучающей практикой человечества, из ста бывает не больше десяти-пятнадцати. Печально, но это факт.

Как говорится, сам бог велит уже с пятого класса объединять учеников в классы по принципу наличия или отсутствия у них математических способностей. Касательно других предметов и способностей их проявление не так четко и рельефно, и тяга к ним, как и проявление способностей, например, к изучению биологии или любого другого предмета может проявляться неоднозначно и в любом возрасте. Как правило, формирование групп или классов по способностям (кроме математических) возможно по мере их проявления, но практика показывает, что это происходит к восьмому-девятому году обучения.

В идеале, приступать к раздельному обучению детей по принципу наличия или отсутствия у них математических способностей необходимо уже с 5 класса, но здесь мы сталкиваемся с более серьезной и застарелой проблемой, не разрешив которой наша страна никогда не войдет в число самых развитых стран мира. Это не высокие слова или сгущение красок, это реальность двадцать первого века, ушло время шапкозакидателсьтва и надежды на «богата Россия-матушка талантами, не пропадем». ХХI век ставит перед человечеством совершенно другие задачи, и те страны, которые не осознают и, главное, не разрешат эти проблемы, всегда будут плестись в хвосте цивилизации  и в конце концов растворятся на просторах истории. Речь, естественно, идет о принципиально новом подходе к  вопросу изучения царицы наук – математики. В итоге, великие перспективы открываются перед теми странами, которые вкладывают достаточно финансовых средств в образование и осуществляют  принципиально новый подход к системе образования и, что особенно  важно, в процесс изучения математики.

А начинать необходимо с кардинального изменения принципов  изучения основ математики с первого же года обучения в средней  общеобразовательной школе. Уверен, что о сложных моментах начального этапа классического российского образования известно многим, но абсолютно непонятно, почему об этом не принято говорить и тем более непонятно, почему до сих  пор не ставится  вопрос о решении  проблемы.

Речь идет об уровне подготовки учителей начальных классов, о принципах и подходе к системе начального образования.

Традиционно кадры для начальной школы готовятся в педагогических вузах, точнее, на факультетах методики начального образования. Ни для кого не секрет, что на эти факультеты, как правило, поступают абитуриенты, мягко говоря, далекие от математики. В лучшем случае, это люди с так называемым гуманитарным уклоном. Кроме этих специалистов часто в ряды учителей начальных классов попадают «чистые» гуманитарии, и уж совсем большая редкость, чтобы учителем начальных классов становились выпускники математических вузов. Но это только одна сторона проблемы, а в-общем, ситуацию с качеством и уровнем преподавания математики в начальной школе можно считать неблагоприятной, особенно с учетом требований современного мира. Сложилась парадоксальная ситуация, когда в той же начальной школе часть предметов, объем и сложность усвоения которых ни в какое сравнение не идет с преподаванием математики, находятся в более привилегированном положении во всех отношениях, а именно:

- в современной российской школе преподавателям начальных классов, скажем так, не доверяют преподавание физической культуры на уровне подвижных игр, кувырков и простейших гимнастических упражнений. Ее проводят специалисты узкого профиля – профессиональные учителя физкультуры. Кроме того, ученики с соответствующими  физическими данными или просто желающие имеют возможность развивать свои способности в различных спортивных секциях, спортивных школах и т.п. и, как правило, это делают;

- в современной российской школе преподавателям начальных классов не доверяют преподавание изобразительного искусства на уровне рисования зайчиков и домиков, его проводят чуть ли не профессиональные художники, хотя те же ученики, проявляющие способности к рисованию и вообще изобразительному искусству,  имеют возможность развивать свои  способности  и посещать всевозможные художественные студии,  школы изобразительных искусств и т.д.;

-  в современной российской школе преподавателям начальных классов не доверяют преподавание музыки (на практике это банальное разучивание детских песенок и т.д.). Эти уроки ведут профессиональные музыканты, хотя ученики, имеющие музыкальные способности, практически всегда параллельно посещают и музыкальные школы и, как правило, получают музыкальное образование;

- в современной российской школе преподавателям начальных классов не доверяют преподавание основ психологии, хотя через несколько лет работы в школе практически каждый учитель становится, без всякой подготовки, психологом средней руки. И вообще, почему принято считать, что на тех же факультетах начального образования педагогических вузов могут подготовить специалистов, способных преподавать математику, а основы психологии - нет?

Факт остается фактом – в 90 случаях из 100 математику в начальных классах преподают учителя, не имеющие специальной математической подготовки.

Нет, я, конечно же, не против раздельного обучения отдельных дисциплин в начальной школе, но возникает банальный и вполне резонный вопрос: «Почему для преподавания вышеперечисленных школьных дисциплин необходимы глубокие знания и специальная методическая подготовка, а к преподаванию действительно самого сложного в интеллектуальном плане, да и во всех отношениях предмета подходят с несколько другими критериями?»

Конечно, и Министерство Образования России и дающие ему рекомендации методического характера всевозможные институты полагают, что учителя начальных классов получают достаточную подготовку, в том числе по математике и методике ее преподавания, соотвествующую определенному  научно-методическому уровню. Но с таким же успехом они получают не меньшую подготовку по физической культуре, музыке, изобразительному искусству, психологии и т.д. Если власть имущие от образования считают, что основная масса учителей  начальных классов достаточно квалифицированна для того чтобы преподавать самые сложные и диаметрально противоположные как по содержанию, так и по методике преподавания предметы (математику, русский язык и литературу), то по какой такой причине им нельзя  вернуть отобранные физкультуру, музыку, рисование и т.п.? По крайней мере, профессия учителя начальных классов стала бы финансово более привлекательной, что положительно повлияло на приток действительно более квалифицированных и молодых специалистов в данную профессию. Но это - тема уже другой статьи, хотя выводить начальную школу из этой алогичной ситуации жизненно необходимо.

Возвращаясь в основное русло темы, хочется затронуть те серьезные проблемы в преподавании математики, которые начинаются с 5-го класса, когда происходит явное деление учеников на две группы: тех, кто проявил способности к изучению математики и тех, у кого таких способностей нет. Ситуация постепенно усуглубляется: те 6–7 учеников из среднестатистического класса российской средней общеобразовательной  школы  вынуждены изучать математику в окружении не менее 20 одноклассников, не способных и поэтому не желающих даже стараться усвоить материал по математике. Распределение и формирование математических классов с выделением остальных, часто называемых «отходами», крайне нежелательно, особенно в 5 классе в возрасте 10-11 лет, когда начинается не только физиологическое, но, главное в данном конкретном случае, психическое формирование ребенка. Такое разделение  «на хороших и плохих» станет для обеих отобранных групп губительным, развивая у одних комплекс неполноценности, а у других комплекс превосходства с элементами мании величия. Такое разделение детей и в более позднем возрасте приводит к тому, что уже к 9 классу мы получаем не просто детей, не имеющих способностей к изучению математики, а  вполне взрослых людей, вынужденных покинуть родную среднюю школу,  вынужденных оторваться от естественной среды, так называемых неблагополучных подростков. Это достаточно болезненно и проблематично не только для самих детей, но и для общества, в ряды которого вливаются  униженные и оскорбленные молодые люди. И реакция их по отношению к обществу, так жестоко с ними поступившему, бывает, как правило, адекватной.

Однозначно не подлежит сомнению и то, что дети с математическими способностями должны иметь все возможности их проявлять, развивать и учиться в нормальной благоприятной для учебы обстановке, которая может быть создана только в таких классах, где подавляющее большинство учащихся не только желает, но и может учиться.

Выход на мой взгляд в следующем:

1. Исходя из опыта той же начальной школы с уже ставшей традиционной системой дополнительного узкоспециализированного образования по таким дисциплинам, как изобразительное искусство, музыка, физическая культура, психология в виде всевозможных специализированных детско–юношеских спортивных, музыкальных школ, школ изобразительного исскуства и т.д., создать аналогичную структуру   на начальном этапе внутри самих школ. Эту идею можно претворить в виде   специализированного урока по математике, который должен быть внесен в учебные планы и программы начиная уже с пятого класса. Урок должен быть обязательным для посещения учащимися, проявившими способности к изучению математики и претендующими на отличную оценку по данному предмету. Таким образом, юные математики не только гармонично вольются в общую систему расслоения детей на спортсменов, музыкантов,  художников, но, самое главное, без всякого ущерба для психики остальных получат возможность развивать свои не менее важные способности.

2. Необходимо в корне изменить систему формирования так называемых математических классов, ведь на сегодняшний день этот казалось бы благородный процесс сопровождается еще и формированием класса-изгоя, что накладывает неизгладимый отпечаток на психику подростка на всю оставшуюся жизнь. Процесс процессу рознь, и принятую практику следовало бы изменить: с 8 класса должны создаваться не только математические классы. Должна происходить обоснованная дифференциация обучения по проявленным к моменту разделения тем или иным способностям. На практике не должны создаваться  классы-изгои, ведь всегда можно сформировать даже из самых плохо успевающих детей классы с углубленным изучением какого-либо предмета, пусть это будет даже ОБЖ, технология или физическая культура. Может, мы не будем иметь феноменального учебного эффекта, но положительный воспитательно-психологический эффект мы получим однозначно. Таким образом, мы добьемся достижения одного из главных принципов педагогогики: «Воспитание и формирование полноценного члена общества».

 

Газзаев Валерий Енверович

учитель математики   МБОУ

СОШ   № 30   г.Пятигорска

 

 

2 апреля  2014 года.    г.Пятигорск.