Осетия неделимая

Поиск по сайту

tigr.jpg

Фотогалерея

Опрос

Рейтинг политиков РЮО
 

Сейчас на сайте

Сейчас 3 гостей онлайн
Открытое письмо Л. Чибирову | Печать |
21.12.2010 11:12

   «Не декларируй то, что не приносит

                           пользы породившему тебя этносу.

                          Тем более, когда твое мнение есть

                          только твое мнение и не является

                          абсолютной истиной.»

 

                                                                                                                                                     Автор

 

   «Дорогами Алан на Запад» - так называется одна из работ доктора исторических наук профессора Л.А.Чибирова.

Хочу сразу отметить, что даже в отдаленных уголках подсознания у меня не возникает мысли задеть научную честь и достоинство доктора истории, или в какой-то мере оскорбить экс-президента Южной Осетии. Более того, я даже исключаю тон взаимных упреков. А высказывание собственной научной точки зрения не должно никем встречаться в штыки и, я надеюсь, всеми будет восприниматься исключительно в русле научной полемики. 

Итак, я позволю себе процитировать Л.Чибирова:

«...Эстергом расположен на холмистом берегу Дуная, на границе со Словенией. Полное созвучие названия города с осетинским Стырком (большое ущелье) породило на бытовом уровне версии осетинского происхождения топонима. Однако ландшафт бассейна р.Дунай в районе Эстергома никак нельзя назвать ущельем. Более того, город уже в 10 веке стал столицей страны...». Так пишет в своей работе «Дорогами алан на запад» профессор Л.Чибиров. 

Может, не пристало мне, дилетанту делать анализ высказываний профессора, но надеюсь, ко мне будут снизходительны. То, что профессор истории может быть не силен в топонимике и этимологии, понятно: историки, как правило, изучают и соответственно хорошо знают только определенные исторические этапы развития того или иного народа. Поэтому, Людвиг Алексеевич, давайте вместе взглянем на карту современной Венгрии, и мы увидим, что город Эстергом (Стырком) находится в венгерской провинции с таким же осетинским названием Комарон. Мы с вами также увидим и другие венгерские провинции: Ноград, а также... Бихар (Бихъар) - название, которое понятно даже новорожденному кударцу.

На карте Венгрии есть и голубая полоска – так обозначена самая большая река в Европе, и она справедливо названа нашими предками «Дунейы Дон», а по-русски и по-Вашему «Дунай».

Давайте вспомним, что древнейшее население той самой территории, которая только с 10 века называется Венгрией – это скифские (читай осетинские) и родственные им кельтские племена. Что это коренное население в результате почти 200-летней войны еще в начале 2 века нашей эры было покорено Римской империей, а соответствующая часть территории скифов (современная Венгрия) была включена в состав римской провинции Паннония. Кстати, неоспоримым историческим фактом (на уровне учебника по истории для 8-го класса) является и то, что пришедшие с приуралья угрофинские племена мадьяров (впоследствии т.н. венгры) появились на территории современной Венгрии в конце 9 века нашей эрры. И то, что самый большой (Стыр) скифский город-крепость Стырком, расположенный в стратегически выгодном месте, захватившие его угрофинские племена мадьяров превратят в свой главный город – может ли у кого то вызвать сомнения?  Оказалось, что у одного человека - Л.Чибирова другое мнение. Но допустим, что вы не знаете конкретную предысторию Венгрии, но ведь, в принципе, нетрудно догадаться, что в самом центре Европы, на плодороднейших берегах Дуная в 9 веке не могло не быть населения. И оно было – скифские племена. И сей факт никем не оспаривается, как никем не оспаривается и тот факт, что воинственные скифские племена не могли не использовать, как Вы говорите, холмистый берег Дуная в качестве военного укрепления.

Лингвистическая же трансформация скифского «Стырком» в венгерское «Эстергом» вполне логична и полностью соответствует законам топонимики и этимологии.

Далее я опять позволю себе процитировать Вас, профессор: «Венгры и предки осетин – аланы жили по соседству, а временами соприкасались друг с другом. Именно этим  объясняются довольно существенные осетино-венгерские языковые и фольклорные параллели, присутствие осетинских элементов в венгерском языке...»

Ну что тут скажешь, Людвиг Алексеевич? 

Разве лишь то, что от соприкосновения друг с другом передаются только инфекционные заболевания, и иногда появляются дети. А что касается Вашего так называемого соприкосновения двух народов (одним из которых являлись скифы!), да еще в 8-9 веках – это не что иное, как исключительно кровавое столкновение и покорение одного народа  другим. И как правило, побежденный народ пытался говорить на языке победителя, а не наоборот. Теперь вспомните о наличии более двухсот осетинских слов в венгерском языке и практически полном отсутствии венгерских слов в осетинском и Вы поймете, что дело в полной гегемонии скифов над мадьярами (венграми), наступившей в результате военной победы, а вовсе не в результате «соприкосновения». И  объясните, профессор, мне, дилетанту, почему слово «стырком» не может быть одним из тех двухсот? Но об этом ниже. Совершенно другое дело, что со временем часть скифских племен продолжила свой исторический путь по просторам Европы, а другая в свойственном нам стиле ассимилировалась с более многочисленными мадьярами.

Но хватит истории.

Не обязательно быть этимологом – достаточно быть осетином и знать свой язык, чтобы не просто не допускать - нет! - даже не сомневаться в том, что Эстергом (Стырком) является чисто осетинским топонимом. Вы, Людвиг Алексеевич, подвергли сомнению то, что Стырком чисто осетинское слово только потому, что по вашему мнению слово ком переводится  исключительно как ущелье, а в районе современного города Эстергом нет никакого ущелья. (Здесь мне стоило очень большого труда сдержать эмоции).

Так вот, «Стырком» означает исключительно «большое поселение», а не «большое ущелье». Все просто и очевидно.

Генная память, знание истории и законов логики – вот что освещает нам путь в разгадке тайны происхождения слов, языка, а в итоге и самого народа.

 

Эксклюзив исключительно для Вас, профессор:

- Комиссар (комы сар) – глава поселения, а не хозяин горного ущелья, утыканного валунами. Кстати, еще несколько сот лет назад «ком» у алан означало исключительно населенное ущелье, а до прихода на Кавказ – просто поселение, жилище. Та же «комната», произошедшая от осетинского «куым». Список можно продолжать сколько угодно: камертон, камин, камера, камелот, Реком и т.д. Все они - подтверждение тому, что первоначальным значением слова «ком» в осетинском языке было жилище, поселение.

Рад, что хоть происхождение слова «стыр» - «большой», ни у кого не вызывает сомнений. И даже уважаемый Людвиг Алексеевич не сможет доказать, что слово «стыр» (первая часть слова «Стырком»)  не осетинского происхождения.

 

С уважением,

                                         

Валерий  Енверович Газзаев

 

21.12. 2010 г.  

P.S. Исключительно для профессора Чибирова: мадьяров венграми прозвали (именно прозвали) аланы. Думаю не стоит большого труда разобраться в происхождении этого слова, тем более каждый осетин знает, что венг (уынг) - это улица, а все остальные – что венгров часто сравнивают с цыганами .

 

 

 
Эхо Южной Осетии.Все права защищены.