Осетия неделимая

Поиск по сайту

tigr.jpg

Фотогалерея

Опрос

Рейтинг политиков РЮО
 

Сейчас на сайте

Сейчас 3 гостей онлайн
Флаг Южной Осетии

Б а ш н я   н а р т о в,

или о государственной символике Алании

«Нарты делились на три основных рода: Бората – имели много скота и были богаты; Ахсартаггата – были сильные и храбрые; Алагата – отличались благородством и были доброго имени...  Все они были готовы умереть за славу.» (Сказания о нартах. Три Нарта. т.1, стр.191.)

Вообще, селение нартов, или их расселение в башне является классической архитектурной схемой социального расслоения древнего иронского общества. Такое же расслоение наблюдается у наших более далеких и в то же время, более реальных предков – скифов: скифы-воины, скифы-ремесленники, скифы-земледельцы. Почти у всех народов мира богатство отождествлялось с желтым цветом – цветом хлеба и золота; воинственность – с красным цветом, цветом крови и вина; знания (религия, наука, ремесла, искусство) – белым цветом, цветом чистоты и особого положения в обществе.

Сегодня практически ни у кого нет сомнений в том, что Государственный Флаг Алании - бело-красно-желтый триколор - имеет глубокие исторические корни, и ему не менее  2000  лет.  Что касается исторических корней, то это абсолютная истина, а вот две тысячи лет самому флагу... Тут необходимо подчеркнуть, что историческая правда и патриотизм – это две разные вещи, и все должно быть понято правильно.

Государственный Флаг Алании рождался в недрах «Адамон Ныхас» - Народного Фронта Южной Осетии. Идея, естественно, была нами почерпана  из «Сказаний о Нартах» и состояла в том, чтобы новый государственный флаг отразил вышеприведенное расслоение иронского обещества, т.е. состоял из трех нартских цветов:

- воинственных Ахсартаггата – красный цвет;

- умных Алагата – белый цвет;

- богатых Бората – желтый цвет.

Спор случился между мной и Аланом Чочиевым из-за последовательности расположения цветов. Чочиев предлагал утвердившийся впоследствии бело-красно-желтый триколор, я же предлагал красно-бело-желтый. И хотя мой вариант обосновывался научно, имел историческое подтверждение, и все с этим соглашались, прошел вариант А.Чочиева. Во-первых, его сторонников в правлении «Адамон Ныхас» всегда было большинство. Во-вторых, и этот момент все-таки стал решающим, он предложил на этот раз выдвинуть на первый план и использовать в будущем интеллект, а не генетическую воинственность иронов.

Так в январе  1989  года был создан триколор, ставший впоследствии Государственным Флагом Алании.

Конечно, я считал и продолжаю считать (и жизнь подтвердила мою правоту), что главенствующую роль в древнем обществе (как сейчас в Южной Осетии), особенно среди воинствующих скифов и аланов занимала каста воинов, т.е. род Ахсартаггата. Далее идут Алагата – каста духовных лиц, ученых, ремесленников. Важная часть древнего иронского общества, но не главная. Они занимались изготовлением оружия, исполнением религиозных обрядов, научными наблюдениями, в основном, астрономическими и т.д. И наконец, землепашцы и скотоводы – род Бората, прослойка важная, но все же не жизненно - для наших предков, занимающихся в основном войнами, главным итогом которых как правило был захват провианта, скота и различного богатства.

Получается естественный красно-бело-желтый триколор, научно обоснованный и исторически справедливый.

Более того, каждому ирону известно, что верхние ярусы башни (масыг) всегда занимали воины, т.е. Ахсартаггата. В конце концов,  это было обусловлено элементарным законом перестрелки в горах: кто выше находится, у того и преимущество. Средние ярусы иронской башни занимали оружейники Алагата, подававшие оружие и боеприпасы. А нижние ярусы занимали Бората вместе со своим скотом. Но теперь все это имеет значение в качестве информации и для исторической справедливости. Менять расположение цветов  на аланском флаге поздно, да и неразумно – слишком он прижился именно в теперешнем варианте, слишком он красив, но самое главное – Бело-Красно-Желтый прошел боевое испытание. Это уже история, а историю не меняют, тем более, когда она трагичная и в то же время славная.

Что же касается технической стороны, то здесь история зафиксировала все подробности. Первые аланские знамена были пошиты на Цхинвальской швейной фабрике активистками «Адамон Ныхас». Один рулон красного материала (100 м.) был выделен мною из фондов 11 школы г. Цхинвала. Белый материал женщины-патриотки просто стащили со складов швейной фабрики. Пришлось покупать только желтый. Древки для знамен изготовил Алан Джиоев, бывший завхоз той же 11 – й  школы.

Мы с этой огромной массой знамен двинулись в село Нар на родину Коста Хетагурова, где 15 октября  1989  года торжественно отмечалось его 130-летие. Тогда там собрался весь цвет осетинской нации, там же были первые секретари Северо-Осетинского и Юго-Осетинского обкомов КПСС А.Дзассохов и А.Чехоев. В результате успешной словесной деятельности последнего наряд милиции перекрыл дорогу знаменной группе у Нарского моста и не пускал ее на праздник. Но вскоре умный и проницательный А.Дзассохов распорядился пропустить делегацию Южной Осетии.

Конечно, некоторые «выдающиеся» представители тогдашней политической элиты и интеллигенции подвергли критике впервые увиденное, т.е. Аланский Флаг, а до этого один из них даже распорядился сбросить его с крыши здания Юго-Осетинского госдрамтеатра, куда его воодрузили летом  1989  года в самый разгар массовых выступлений в Цхинвале. Но все это уже неважно, главное, что Аланский Государственный Флаг занял свое законное место в истории и сердцах иронов. А 15 октября  1989  года и село Нар - святыня и сердце Алании – считаются днем и местом его «явления» огромной массе иронов, собравшихся тогда в Наре, а впоследствии и всему иронскому народу.

Первое упоминание о современном Аланском Гербе дается в греческих письменных источниках и датируется девятым веком нашей эры. На нем горный (снежный) барс изображался на фоне девяти горных вершин. Сегодняшний герб Алании немного видоизменен: барс на нем изображен на фоне семи, а не девяти гор. Я не знаю, что это: техническая ошибка или элементарное незнание законов геральдики, истории и традиций своего народа. Кстати, у того же народа до сих пор в ходу выражение «фараст хохы сарты ахызти» и т.д. Скорее всего, мы имеем дело с технической ошибкой конкретного художника, но государственные мужи Алании просто обязаны исправить неточность и вернуть на Герб исторические девять вершин. Девять вершин - не самоцель или просто дань исторической справедливости: геральдические знаки имеют свой смысл и содержание, и вольное обращение и либерализм потомков в данном случае просто неуместны, тем более когда мы имеем дело с древнейшим Гербом Алании. Девять вершин – это символ непоколебимости и несгибаемости в достижении своей цели.

Если проследить все историю иронских гербов, то можно с уверенностью утверждать, что «Барс на фоне девяти горных вершин» - это последний аланский Герб, и его возникновение связано со становлением в раннем средневековье Аланского царства на Кавказе. А до этого в истории нашего народа известны еще два не менее великих герба, вернее, один величайший Герб, подаренный иронами человечеству и один тотем – прообраз герба.

Первым иронским Гербом был орел. Сидящий орел с распростертыми крыльями стал гербом древнего персидского государства, основанного иронами на территории современного Ирана, а после вторжения римлян в Персию этот геральдический символ древних иронов (орел) стал официальным  символом Римской империи. Кстати, этот древнейщий иронский Герб несколько лет был элементом государственной символики Республики Южная Осетия.            В данном контексте  считаю возможным высказать свое мнение о том, что ироны не ираноязычные племена, как считает современная наука. Персия (современный Иран) – это только один из этапов на большом историческом пути  наших предков, где они оставили свой след, в том числе и геральдический.

Затем был и второй герб (конкретно, сарматский), больше похожий на тотем, чем на герб. Путь сарматов из Ирана в  Европу и Среднюю Азию лежал через бескрайние степи, где полновластным хозяином был волк. Волк и стал, естественно, символом сарматских племен, которые к тому времени вели образ жизни, сильно напоминающий  жизнь стаи волков. Часть иронских племен, осевших в степных районах северного Кавказа, принесла с собой  символ Волка, который стал впоследствии гербом древнего Вайнахского государства и является им до сих пор. Кстати, волк, смотрящий на солнце, является одним из основных символов нартского эпоса.

Конечно же, тотем Волка был принесен на Кавказ извне и никак не мог быть символом аборигенов, коими считают себя вайнахские племена, ибо на Кавказе всегда были более сильные, красивые и благородные животные, чем волк: медведь, горный барс, горный тур и т.п.

Все эти выкладки не означают, что на Гербе Алании следует поменяь барса на более древние символы - орла или волка, и причин для этого много. Одна из них состоит в том, что барс – исконно иронское слово... Но об этом отдельно.

Валерий Енверович Газзаев

5 декабря  2010  г.

 
Эхо Южной Осетии.Все права защищены.